Роман Семенцов: грузооборот портов Дальнего Востока имеет большой потенциал роста

03/04/2019


 
Грузооборот морских портов Дальневосточного бассейна по итогам 2018 года увеличился по сравнению с 2017 годом на 4,5% и составил 200,5 млн тонн. Рост грузооборота на Дальнем Востоке продолжится - такое мнение выразил директор по транспортной и логистической инфраструктуре департамента инвестиционных проектов Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта (АНО АПИ) Роман Семенцов.

«По итогам 2018 года в Дальневосточном бассейне переработка грузов увеличилась на 4,5% до 200,5 млн т, а по сравнению с 2004 годов в 2,9 раза. Почти половина грузооборота – это уголь. Есть и другие категории грузов с высоким потенциалом роста, в том числе за счет экспорта в страны АТР – номенклатура доступных ниш для инвестирования существенно выше: например, зерновые, контейнеры, нефтехимия. Мы, как Агентство, сопровождаем реализацию портовых проектов на разных стадиях реализации и по всем типам грузов», – отметил Роман Семенцов.

Объём перевалки сухогрузов составил 125,5 млн т (+6,8%), объем перевалки наливных грузов – 75 млн т (+1%). На увеличение объема перевалки сухогрузов оказал влияние рост объемов перевалки навалочных грузов на 5,9%, генеральных грузов на 9,2%, грузов в контейнерах на 12,4%. Увеличение объема перегрузки наливных грузов произошел за счёт роста объема перевалки нефтепродуктов на 3,7%, сырой нефти на 0,6% при снижении объемов перевалки сжиженного газа на 1%. Доля экспортных грузов в грузообороте Дальневосточного бассейна остается значительной – 86,2%, доли импорта, транзита и каботажа составляют соответственно 3,6%, 0,5% и 9,7%. В 2018 году увеличение объёмов перевалки отмечено в порту Владивосток на 24,7% до 21,2 млн т за счет роста объема перевалки сухогрузов на 26,3% (уголь (+32%), грузы в контейнерах (+14%), а также роста объема перевалки наливных грузов в каботаже (+15,5). Грузооборот порта Де-Кастри вырос на 16,7% до 12,6 млн т за счет увеличения объема перевалки нефти в экспорте (+16,7%). Рост перевалки угля увеличил грузооборот порта Шахтерск до 8,8 млн т (+41,3%). В портах Ванино и Находка объем перевалки грузов почти остался на уровне 2017 года и составил 29,3 млн т и 24,3 млн т соответственно. В портах Посьет и Пригородное грузооборот снизился.

Роман Семенцов рассказал о работе АНО АПИ на примере проекта корпорации «Дуньцзин» («HarbinDongjinGroup») по строительству речного порта в Хабаровском крае. Китайская корпорация «Дунцзин» совместно с Китайской компанией строительства портов планирует реализовать на территории Дальнего Востока экспортоориентированный инвестиционный проект с полным циклом производства и транспортировки сельскохозяйственной продукции. Сопровождение проекту оказывает Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта (АНО АПИ). Агентство сопровождает проект с момента возникновения инвестиционной идеи. Проект включает в себя выращивание сельскохозяйственной продукции, создание специализированных зерновых портов вдоль реки Амур и строительство складских мощностей по хранению сельскохозяйственной продукции. Проект будет реализован в пяти дальневосточных населенных пунктах: городах Хабаровске, Николаевске-на-Амуре, Комсомольске-на-Амуре, Благовещенске и с. Нижнеленинском. Экспорт продукции будет осуществляться в Китай, Японию, Южную Корею и достигнет объема 20 млн т к 2024 году. Общий объем инвестиций в развитие инфраструктуры составит дополнительно 15 млрд руб.

«Изначально Агентство сопровождало проект корпорации «Дунцзин» в сельском хозяйстве, а в итоге был создан новый инвестиционный проект. Первый этап проекта будет реализован в Хабаровском крае. Будет построен терминал мощностью 400 тыс. т в год, склад мощностью 85 тыс. т и пункт пропуска, созданы 2 новых причала. Сейчас Агентство занимается привлечением стратегического российского партнера, сопровождением проекта в процессе получения мер государственной поддержки, содействием адаптации разработанного китайским проектным институтом бизнес-плана под российские стандарты», – уточнил Роман Семенцов.

Отдельно Роман Семенцов обратил внимание присутствующих на те возможности, которые дает Северный морской путь. Он отметил, что по итогам 2018 года грузооборот морских портов Арктического бассейна по сравнению с 2017 годом увеличился в 1,3 раза и составил 92,7 млн т: объём перевалки наливных грузов составил 62,3 млн т (+41%), сухогрузов – 30,4 млн т (+4,3%). Объем перевалки сухогрузов вырос в основном за счёт увеличения объема перевалки навалочных грузов на 4,4% (угля (+12,2%), минеральных удобрений (+6,7%). В то же время уменьшились объёмы перевалки генеральных грузов на 14,6%. По наливным грузам перевалка увеличилась в 1,4 раза, в основном за счет роста перевалки сырой нефти на 23,9% и продолжающимся росте отгрузки сжиженного газа через порт Сабетта. Доля перегрузки экспортных грузов в Арктическом бассейне составляет 60%, импортных – 0,5%, каботажных – 39,5%. Перегрузка транзитных грузов в морских портах Арктического бассейна не осуществлялась.

«Развитию Дальневосточного и Арктического бассейнов будет способствовать круглогодичная навигация через Северный морской путь – кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком. Отмечу, что законодательством Российской Федерации определен как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике». По данным администрации Северного морского пути, осуществляющей организацию плавания судов в акватории Северного морского пути, общий объём перевозок грузов в акватории Северного морского пути с учетом транзитных грузов по итогам 2018 года составил 20 180,2 тыс. т, что в 2 раза больше чем в 2017 году. В общем объеме перевозок сухогрузы составили 2 673,9 тыс. т, наливные грузы – 17 015 тыс. т», – пояснил представитель АНО АПИ.

Автор: Евгения Васильева
+7 (985) 269-77-02
vasilyeva@investvostok.ru



К списку новостей